Мы попросили одного из практикующих инструкторов — Кравцову Аллу поделиться с нами размышлениями и наблюдениями о плавании с детьми. Алла занимается реабилитацией детей с повреждениями головного мозга и накопила большой опыт. Возможно, мы не смогли точно передать ее мысли. Но даже в нашем вольном изложении они будут интересны всем родителям, потому что расширяют наше понимание, что и зачем делает ребенок. Если вас заинтересовала эта методика или вы хотите узнать больше, напишите Алле на адрес или посетите ее курс.
Что влияет на интеллект в раннем возрасте
Когда человек рождается, в нем заложены 6 форм, влияющих на интеллект: зрение, слух, тактильность, движение, речь и связь руки с доминирующим полушарием (мануальная компетенция).
Здоровый ребёнок в каждой из форм проходит 7 этапов развития. То есть природа так устроила, что генетически здоровый ребенок в общей сложности проходит 42 этапа. Этап — это что-то новое, что начинает делать ребенок. Например, ползать-по пластунски или стоять и держаться за предмет.
С каждым новым двигательным навыком у ребёнка развивается определённый участок мозга. У детей с особенностями развития в силу разных причин «выпадают» некоторые этапы — например, они не ползали на четвереньках и сразу стали ходить. Ученые считают, что это отрицательно сказывается на развитии, поскольку определенные участки мозга не развиваются.
Как это корректировать?
Алла занимается по программе реабилитации детей с повреждением мозга, которую разработали в Институте развития человеческого потенциала Гленна Домана и системе плавания Birtlight. Сотрудники Института объехали более 100 стран мира и изучили этапы развития здоровых детей. Они фиксировали тысячи действий, которые совершает ребенок. Но отобрали лишь те, которые помогают ребенку развиваться нормально. По результатам исследования они составили Профиль развития.
Профиль развития — это своеобразная таблица, где учтены возраст, сроки развития отделов головного мозга и сопутствующие этому развитию действия. Если ребенок здоров, развитие по Профилю происходит гармонично. У детей с повреждением мозга развитие некоторых отделов мозга обычно отстает от хронологического возраста.
Чтобы помочь ребенку догнать хронологический возраст, в Профиле развития находят соответствующий этап, на котором застрял ребенок, и проходят этот и следующие этапы согласно общим законам развития. Таким образом, мы помогаем развиваться нужным нам отделам головного мозга и компенсируем отставание.
В чем суть программы
Программа составляется по книге Г и Д. Доман «Как сделать своего ребёнка физически совершенным». Она содержит физические упражнения для ежедневных занятий. Физическая активность стимулирует работу мозга и помогает ему развиваться.
Особое внимание уделяется «второму мозгу» — кишечнику. Дети с нарушениями работы мозга часто имеют проблемы с кишечником. Дело даже не в том, что и сколько ребенок ест, а в том, насколько правильно функционирует кишечник: насколько легко ребенок ходит в туалет и что всасывается из кишечника в кровь. Если кишечник функционирует плохо, у ребенка не хватит сил заниматься полноценно на суше или в бассейне. Чтобы осваивать программу, ему помогают наладить пищеварение. Без этого занятия не будут полноценными.
Почему так важен бассейн?
Положительные эмоции. Инструкторы детского плавания проводят занятия так, чтобы помимо обучение и оздоровления ребенок испытал радость и эмоциональный подъём. Когда ребенок испытывает положительные эмоции, у него вырабатывается гормон дофамин. Потребность в получении дофамина стимулирует ребенка к последующим занятиям, в том числе для выполнения ежедневных физических упражнений в домашних условиях.
Специальные упражнения. Программа реабилитации включает в себя много упражнений с вращениями. Такие упражнения помогают развивать вестибулярный аппарат. С ребёнком больше 10 кг выполнять их на суше затруднительно. В воде это делается легко и радостно.
Важной частью программы являются висы на руках. Они не только укрепляют мышцы руках, но и улучшают кровообращение, ребёнок дышит полным объёмом лёгких и улучшается снабжение мозга кислородом!
Улучшение тактильности. Человек ощущает мир в том числе через сенсорные рецепторы, которые находятся по всему телу — на коже, в суставах, мышцах, сухожилиях и даже внутреннем ухе. Вода — идеальная среда для развития сенсорных ощущений. Ребёнок на занятии почти голый, вода давит на все участки кожи и развивает рецепторы. Помимо этого можно максимально использовать время занятия после бассейна для разнообразия ощущений — принимать с ребенком тёплый-прохладный душ после занятия, растираться полотенцами и щётками разной жёсткости. Это поможет развить слаботактильные участки.
Если вы хотите больше прочитать об этом, Алла составила список книг. Они помогут вам разобраться в этом вопросе.
Доктор Верас «Дети мечты. Дети надежды»
Ласлоцки Валентина «Мой маленький Будда»
Гленн Доман «Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга»
Г и Д. Доман «Как сделать своего ребёнка физически совершенным»
Д. Доман «Как научить вашего малыша плавать»
Елизавета Заварзина Мемми «Приключения другого мальчика»