Дети пропускают занятия. Летние каникулы, больничные или просто не успели продлить абонемент, а место заняли. Или у папы изменился график и некому стало подвозить в бассейн. Причин случается масса.
Когда занятия возобновляют — родителей поджидает сюрприз.
До перерыва |
После перерыва |
радостно шел в бассейн |
упирается |
плавал без поддержки |
залезает на маму |
открывал глаза в воде |
плачет, когда вода попадает в глаза |
Родители паникуют и думают о потраченных деньгах на абонемент. Они не понимают, что происходит, но насильно тащить ребенка в бассейн не хотят.
Статистика здесь не в пользу родителей. 3 из 8 детей в среднем плачут в бассейне после долгого перерыва. Инструкторы объясняют это просто — ребенок отвык. Он отвык от инструкторов, воды, обстановки в бассейне. Дети отвыкают за 4 недели даже от матери, уехавшей в командировку. Психологи называют иногда это «деревня привязанностей». У ребенка есть здесь и сейчас, и нет прошлого и будущего. Он его не помнит.
2−3 месяца для годовалого ребенка — это очень большой срок, поскольку ребенок переходит в другую возрастную категорию. Если в 1 год и 8 месяцев ребенок отлично нырял, то в 2 года он может отказаться заниматься в группе и отстаивать свое право на «я-сам».

Другое объяснение негативной реакции детей после перерыва в бассейне — осознание разлуки. Ребенок возвращается в бассейн и вспоминает, как ему здесь было хорошо, но он давно тут не был. Для него это стресс.
Что с этим можно сделать?
Бороться с этим нельзя. Самое лучшее — понять, простить и пережить. Ребенок уже никогда не будет таким послушным, как раньше. Он постепенно выходит из-под влияния мамы и пробует принимать собственные решения. Это не значит, что он никогда не захочет опять ходить в бассейн. Но то, что ему не нравятся новые люди в группе или вода ему кажется прохладной, он сообщит.
Помочь в этой ситуации ребенку можно через подражание. Посмотрите с ребенком видео, где малыш радостно купается в бассейне. Загляните к предыдущей группе, где уже прошел период адаптации. Покажите малыша, который купается и радостно хохочет.
Тут вступает в действие принцип социального доказательства. Этот принцип срабатывает, когда мы решаем, как нам действовать в определенной ситуации. Роберт Чалдинини в книге «Психология влияния» описывает следующий эксперимент.
- Несколько ученых взялись доказать, что можно избавить маленьких детей от страха перед собаками простым способом. Они предложили таким детям просто наблюдать за мальчиком, который весело играл с собакой, по 20 минут в день. Этот показ привел к заметным изменениям в реакциях пугливых детей; после четырех «сеансов наблюдения» 67% ребят выразили готовность забраться в детский манеж с собакой и оставаться там, лаская и почесывая ее, причем даже в отсутствие взрослых. Более того, когда исследователи через месяц снова оценили уровни страха у этих детей, они выяснили, что улучшение за этот период не исчезло; фактически дети охотнее чем когда-либо общались с собаками.
В среднем, ребенок привыкает вновь к бассейну и начинает наслаждаться плаванием за 2−3 занятия. Некоторые дети адаптируются уже к концу первого.