Что такое сенсорная интеграция и что о ней нужно знать родителям
Есть дети, про которых говорят: «Он неуклюжий». Ребенок проходит мимо стола и обязательно стукается об угол. Когда он вырастает, он превращается в ходячую неприятность — задевает бумаги на столе у коллеги, опрокидывает чашки на клавиатуру и роняет вещи.
Другой ребенок боится высоты или не переносит тесную одежду, вздрагивает от прикосновения к бархату, а пищу выбирает исключительно по запаху. Родители приписывают это генам, личным пристрастиями и не обращают на такие вещи особого внимания. Ребенок вырастает, парковка машины ему удается с трудом, а рубашки с тугим воротником вызывают рвоту.
Ребенок не может объяснить, почему так происходит. Зато взрослые могут помочь ребенку и минимизировать такие странности.
Как устроен мозг и чувства
Наш мозг постоянно обрабатывает информацию. Ее поставляют наши органы чувств — глаза, кожа, вкусовые рецепторы, вестибулярный аппарат и др. Мозг упорядочивает ощущения таким образом, чтобы мы могли реагировать на ситуацию. Если мы прижали руку к горячей сковородке, рецепторы сообщат мозгу, он обработает данные и пошлет сигнал о том, чтобы мы отдернули руку. Мозг помогает нам гармонично существовать в мире ощущений.
В идеале у нас должен быть баланс. Слух, зрение и обоняние работают одновременно, а мозг получает от них сообщения и реагирует на них. Также он реагирует на мышечные ощущения и внешние рецепторы. Положил ногу на ногу, затекла нога — мозг посылает сигнал: «Поменяй ногу». Если бы мозг не сообщил, нога бы в конечном итоге онемела. Но он вовремя обработал ощущения — и все нормализовалось.
Это и есть сенсорная интеграция — взаимодействие мозга и рецепторов, которые позволяют нам держать равновесие тела в пространстве, обходить предметы и понимать и интерпретировать запахи.
Откуда берутся ощущения
Ребенок до рождения находится в утробе матери. Он постоянно соприкасается с околоплодными водами и стенками матки, своими ручками и ножками. Рецепторы кожи воспринимают различные возбудители и формируются под их действием. Сердце, дыхание, внутренние органы сообщают ребенку определенный ритм, который создает его вестибулярный аппарат. Вестибулярная система развивается и созревает.
В утробе матери начинают развиваться 3 системы. Они воспринимают раздражители либо внутри тела, либо близко с телом
-
Вестибулярная. Она отвечает за равновесие.
-
Тактильная (экстероцепция). Помогает нам чувствовать кожей холод, жар, ветер и пр.
-
Проприоцептивная (мышечно-суставные чувства). Дает возможность воспринимать собственную позу и движения.
Слух, зрение и обоняние развиваются позже. Они воспринимают раздражители, находящиеся на некотором расстоянии от тела.
Все системы переплетены друг с другом и работают сбалансировано.
Что такое нарушения
На практике баланс получается не всегда. Ребенок отказывается садиться на качели, поскольку мозг не обрабатывает адекватно стимулы от движений вперед-назад. Такое характерно для детей с повышенной чувствительностью вестибулярной системы. Мозг получает путанную информацию и не может ее структурировать. Ребенок не понимает причин, но качели ему неприятны.
Ребенок с повышенной чувствительностью кожи не любит прикосновений близких, плачет, когда его одевают и раздевают. Магазинные ярлычки на одежде или прикосновение к бархату или шерсти для таких детей невыносимы. Постоянный негативный раздражитель влияет на нервную систему. Такие дети в итоге становятся плаксивы и замкнуты.
Если мозгу не хватает информации или он не может ее обработать, он обращается к другим источникам. Так возникает дисбаланс — мозг обрабатывает часть информации и не обращается к другой.
Как определить нарушения
Обычно на такие вещи не обращают внимания. Лечат горло, кашель или сопли. Лечить, например, повышенную чувствительность кожи мало кому придет в голову. Мало ли, почему ребенок не любит обниматься или носить тесную одежду.
Если родителей это беспокоит, они обращаются к специалистам. Помочь здесь может терапевт, логопед, психолог или нейропсихолог. Все зависит от уровня образования и методик.
Специалист предполагает, где произошел сбой, и работает именно с этим участком. Он стимулирует отдельные ощущения, чтобы на долю остальных приходилось меньше работы. Так он развивает ущербный участок и восстанавливает гармонию.
Зачем исправлять нарушения
Мы избегаем того, что не любим. Особенно это легко дается взрослым, потому что они понимают и слушают себя. Если человек боится высоты, он не пойдет работать на стройку. Взрослые выстраивают свою жизнь так, чтобы быть социально активными, но не испытывать неприятных ощущений.
Ребенок так не может. Он не способен объяснить, почему он не любит качаться или обниматься. Он избегает неприятных ощущений неосознанно. Часто это мешает общению или социализации, в дальнейшем может мешать обучению.
Целостность системы восприятия, например, помогает даже парковать машину. Если мы плохо ощущаем собственное тело, машина не станет его продолжением. Только логика может в таком случае ее запарковать. Люди со сбалансированными ощущениями легко обучаются парковке и не испытывают проблем с габаритами.
Как исправляют нарушения восприятия ощущений
В зависимости от проблемного участка применяют разные методы. Для тренировки вестибулярного аппарата могут рекомендовать кататься с горки и качаться на качелях. Для кожи с повышенной или пониженной чувствительностью подбирают раздражители и стимулируют большое количество ощущений.
Любой метод не дается «в лоб», чтобы не вызвать негативных реакций, а преподается через то, что получается лучше остальных или нравится. Например, повышенная чувствительность к воде компенсируется через глубокие сильные прикосновения, если они приятны человеку.
Вы можете самостоятельно тренировать «дефектные» зоны — сшить мешочки с крупами (не только для малышей), ходить на массаж или заниматься определенным видом спорта, в том числе посещать бассейн. Информация об этом есть на сайтах, посвященных сенсорной интеграции.
Чем помогает вода
Вода дополняет ощущения, которых не хватает на суше. Тело испытывает давление воды по всей поверхности, когда мы двигаемся в воде — мы вынуждены преодолевать ее сопротивление. Вестибулярный аппарат постоянно тренируется за счет изменения положения тела — сейчас вы стоите, потом ляжете на спину или нырнете вниз.
У ребенка слабый вестибулярный аппарат. Он не чувствует опоры на суше, в воде эти ощущения усиливаются. Ребенок цепляется за маму и боится ее отпустить. Чтобы исправить это, тренер предлагает маме прижать ребенка к себе и кружиться с ним в воде. Ребенку это дает дополнительные мышечные ощущения и опору. Параллельно мозг получает сигналы от перемещения тела в пространстве и учится их обрабатывать.
За 15 минут ребенок в воде получает огромное количество сенсорных стимулов — прикосновение воды, температура, сопротивление и давление, купальник мамы, оборудование и пр.
Как работать в воде
Ребенок бессознательно чувствует, чего ему не хватает. Но на суше взрослые ставят его в рамки — нельзя ходить босиком, потому что холодная земля, нельзя кружится на карусели — будет болеть голова. Ограничения вредят развитию ребенка.
В воде ребенок также пробует себя. Он пытается восполнить то, в чем испытывает недостаток, иначе говоря, «напитаться». Для тренированных детей ощущения приходят через погружение и резкий удар об воду, такие дети без конца ныряют. Ребенку с неразвитой мускулатурой достаточно лечь на воду или проплыть в спокойном темпе. Кому-то нравится елозить животом по игровому плотику. Кому-то — балансировать на нем, потому что плот развивает вестибулярный аппарат. В воде существует масса способов, чтобы развить недостающие зоны.