Каждый год государство выделяет деньги для разработки индивидуальных программ для реабилитации детей-инвалидов. По официальной статистике в 2015 году было разработано 329 837 программ.
Положительные результаты индивидуальных программ зафиксированы в 145 685 случаях. Это значит, что кому-то помогло медицинская реабилитация, кому-то — санаторно-курортное лечение. Занятия в воде также рекомендуются в курсах реабилитации.

Кто такие особые дети
Особые дети — это обычные дети. Они смеются, любят играть и чутко реагируют на ласку. Физические ограничения или патологии развития не делают их особенными. Такими их делают потребности — в пандусе, процедурах или аппаратах, а также отношение общества. Самое лучшее для ребенка-инвалида — отношение к нему как к равному.
В юридических терминах особые дети — это дети-инвалиды с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, дети с синдромом Дауна, ДЦП и пр.
Слово «инвалид» изначально называло римских воинов, негодных к военной службе. В Европе не говорят «инвалид» об особых детях. О них говорят, что это дети с особыми нуждами. Российское общество еще только идет к такому отношению. Потому что в СССР как стране, победившей фашизм, не было инвалидов. Их изолировали, ссылали в специальные лагеря, «чтобы они не портили своим видом „жизнерадостную картину“ общества победителей» (Вестник Дайнсайд ап. Сделай шаг. Апрель 2015. № 1 (51))
Зачем особым детям раннее плавание
Ходить в бассейн с ребенком — хлопотное дело. Ходить в бассейн с ребенком с особыми потребностями — маленький подвиг. Мама продумывает тысячу мелочей — от дороги и питания до того, куда маленького или физически ограниченного ребенка пристроить в душе.
Это тяжелый труд. Но ненапрасный. Плавание дает результаты, поэтому родители преодолевают болезни, пробки, неудобства и вновь и вновь приходят в бассейны.
Видео предоставлено клубом AQUABABY. KZ, Алматы http://www.aquababy.kz
Плюсы плавания
Ребенок боится воды, если не приучен к ней с рождения. Он боится попадания воды в глаза или плачет в воде. Он не умеет держаться на воде, поэтому вода вызывает у него панику и стресс. Когда родители вместе с ребенком преодолевают страх воды, появляется уверенность. Вода дает детям с физическими ограничениями больший диапазон движений и гибкость.
Вода развивает координацию и помогает освоить новые двигательные навыки. Дети, плохо владеющие телом, боятся падений. В воде страх пропадает и ребенок начинает работать руками и ногами попеременно. Развиваются шаговые и ребенок плывет. Хотя на суше он плохо ходит и управляет конечностями.
Ходьба в воде требует усилий в 10 раз больше, чем на суше. Она учит владеть телом в пространстве и перемещать центр тяжести. Сила сопротивления воды заставляет ребенка координировать движения и двигать руками и ногами с разной скоростью и частотой. При этом ребенок не чувствует тяжести собственного тела.
Акватерапия, гидротерапия, водолечение — разновидности реабилитации особых детей при помощи воды. Сюда входит подводный массаж, лечебные ванны, плавание и пр.
Занятия по плаванию в центре «Водород» посещала девочка с ДЦП. До бассейна девочка занималась пассивной гимнастикой 2 года у инструктора. Разрабатывали вялые мышцы, сгибали/разгибали руки и ноги. Прогресс шел, но медленно. В сентябре пошли в бассейн. Вода провоцирует активность. Она заставляет работать мышцы, скрадывает неловкость движений и отсутствие координации. Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата чувствует себя комфортнее, чем на суше.
Инструктор параллельно мотивировала девочку игрой в мяч. Небольшой мяч заманчиво качался перед девочкой на волнах. Заставить тянуться до него — конечная цель такой игры. Для этого нужно сообраться, скоординировать движение и выбросить руку. Полезность такого действия выше, чем обычное согни/разогни с инструктором на суше. Через 6 месяцев девочка развилась физически и стала лучше владеть своим телом. Чем раньше ребенок учится координировать свои движения, тем лучше.
Дети с синдромом Дауна страдают от гипермобильности суставов. Сустав ограничивают мягкие ткани, мышцы и связки. Если они атрофированы или слабы, сустав подвижен и разболтан. Когда ребенок находится в воде, его мышцы укрепляются. Натренированные мышцы и связки фиксируют сустав.
У ребенка в воде снижается риск травм. Он способен мощно плыть — то есть делать сильные движения с полной амплитудой, которые на воздухе ему недоступны. Кроме этого в воде ребенок учится делать попеременные движения. Они необходимы, чтобы держаться на поверхности. Попеременные движения нужны, например, чтобы освоить шаг.
Для этого используют специальные упражнения. Например, детей просят залезать на бортик или плотик. Когда ребенок подтягивается на руках (особенно на высокий бортик), он переносит на руки вес своего тела и этим тренирует мышцы.
Погружения в воду тренируют врожденный рефлекс задержки дыхания. У особых детей небольшой объем легких. Когда ребенка учат проныривать (не путать с наныриванием!), он учится управлять дыханием и тренирует диафрагму. В задержке дыхания участвует речевая кора больших полушарий. Она отвечает за речевое развитие, поэтому проныривания тренируют речь.
В воде дети, которые на суше часто дышат ртом (дети с синдромом Дауна, астматики и пр.) вынуждены закрывать рот и тренировать носовое дыхание. Это укрепляет носовой аппарат, а мощные вдохи носом расширяют носовые проходы и увеличивают поступление кислорода.
Есть мнение, что проныривания вызывают кислородное голодание мозга. Почему это не так, читайте здесь.
Бассейн стимулирует физическую активность. В воде вес тела не чувствуется. Чтобы выйти из бассейна, ребенок хватается за поручни. Благодаря этому укрепляются мышцы рук и вытягивается позвоночник.
Определенные упражнения в воде тренируют мышцы спины. А захват мячика ногой корректирует плоскостопие.

Особых детей по возможности встраивают в обычные группы. Средняя численность группы — 8 пар. Если ребенок может посещать занятия без помощи родителей, его берут в группы адаптивного плавания.
Бассейн — источник удовольствия для детей. Одновременно это источник психологического комфорта. Потому что в воде получаются упражнения и движения, которые тяжело освоить на суше. Самооценка ребенка повышается, потому что он чувствует результат. Особенно если этот результат осязаем, например, надо спасти уточек.
Особые дети застенчивы. На занятиях они легче включаются в игры и проявляют эмоции. Групповые и особенно индивидуальные уроки учат самостоятельному общению со взрослыми. Это прививает ценные социальные навыки и способствует укреплению доверия.

Почему плавание приносит не меньшую пользу, чем массаж
Массаж — это стороннее стимулирование. За ребенка делают определенные движения и тем самым накачивают ему мышечный аппарат. Например, сгибают за ребенка ногу и тем самым разрабатывают ножные мышцы. В массаже не задействована воля ребенка. Он не прикладывает усилий, чтобы согнуть ногу. Он не ощущает, тяжело это или легко. За него работает посторонняя сила
В воде ребенок совершает движения через волевое усилие. Сначала это происходит непроизвольно, а затем контролируется самим ребенком. Его мозг отдает команду и нога сгибается. Поскольку ребенок чувствует сопротивление воды и собственного тела, он инстинктивно прикладывает больше усилий. Это дает больший результат.
Как экономить на бассейне
Для особых детей в коммерческих бассейнах предусмотрены льготные условия. Поскольку особые дети часто болеют, им переносят или возвращают стоимость занятий. В поликлиниках по направлениям от врачей такие дети занимаются бесплатно.

Общество становится человечнее и руководители бассейнов идут навстречу родителям особых детей.
Какие справки нужны, чтобы посещать бассейн
К занятиям допускают 2 врача — педиатр и невропатолог. В бассейне не спрашивают направления от специалистов (если это не государственный реабилитационный центр). Стандартный анализ на энтеробиоз для ребенка и осмотр терапевта для мамы.
Зачем в бассейне нужны дневники
Упражнения подбирают в зависимости от того, как ребенок отстает от возрастной нормы. Инструктор смотрит на развитие двигательных навыков и состояние рефлексов. Подбирают упражнения, воздействующие на отдельные мышечные группы и на организм в целом.
Занятие состоит из разминки и основной части.
На разминке дети приветствуют друг друга и одновременно выполняют комплекс упражнений. Детям, которые никогда не бывали в бассейне, показывают упражнения на суше. ![]() Упражнения на суше также помогают накачать мышцы и восполнить недостаток физической нагрузки. Основную часть занятий включает упражнения на баланс, безопасность на воде, тренировку задержки дыхания и пр. |
Что взять в бассейн
О том, как собрать сумку в бассейн, читайте здесь. Особые дети плавают в свимпамперсах независимо от возраста.
Кто обучает плаванию особых детей
С особыми детьми занимаются в воде инструкторы. Для этого они проходят подготовку, на которой акцент делается на физиологические особенности, эмоциональное и психологическое восприятие мира, определенные комплексы упражнений.
Такими инструкторами могут быть
Выпускники Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени
Выпускники курсов повышения квалификации для врачей реабилитологов при Санкт-Петербургском Государственном Педиатрическом Университете
Инструкторы раннего плавания по системе birthlight
Плавание для особых детей развивается во всех странах. Посмотрите документальные фильмы наших коллег об этом